Зарождение Московского энергетического института (МЭИ) связано с возникновением энергетического и электротехнического образований в России. Первым электротехническим высшим учебным заведением в России было Телеграфное училище Министерства внутренних дел, основанное в 1886 г. В 1891 г. это училище было преобразовано в Петербургский электротехнический институт. Учебный план электротехнического института содержал наряду с узкоспециальными дисциплинами ряд более широких электротехнических дисциплин и предусматривал четырехлетний курс обучения с последующей защитой дипломного проекта. Окончившему институт после года практической деятельности присуждалось звание инженера.

По мере того как электротехника стала завоевывать новые области применения, развивается преподавание электротехнических дисциплин и в других высших учебных заведениях. В 1902 г. начал функционировать Петербургский политехнический институт, ставшей крупнейшей электротехнической школой в дореволюционной России. В 80-90-х годах прошлого столетия начинается преподавание курса теоретической и прикладной электротехники в Рижском политехническом, Харьковском технологическом и некоторых других высших технических учебных заведениях России.

В 1905 г. в Московском высшем техническом училище (МВТУ) была открыта электротехническая специальность. В связи с этим в учебные планы были введены новые электротехнические дисциплины: «Теория переменных токов» и «Электрические машины и установки». Для преподавания этих дисциплин были приглашены наиболее квалифицированные ученые и инженеры, в том числе один из основоположников Московской электротехнической школы КАРЛ АДОЛЬФОВИЧ КРУГ (1873-1952 гг.). На основе специального курса теории переменных токов им был создан фундаментальный труд «Основы электротехники». 1905 г. считается годом основания Московской электротехнической школы.

В 1918 г. в МВТУ организуется электротехнический факультет, первым деканом которого стал профессор К. А. Круг. Электротехнический факультет МВТУ начал готовить инженеров по трем специальностям: производство, распределение и применение электроэнергии; электромашиностроение; электрическая связь, а с 1929 г. также теплотехников и тепломехаников.

Параллельно в Москве инженеров-электриков выпускал электропромышленный факультет Института народного хозяйства (ИНХ) по пяти специальностям: районное и городское электрохозяйство; фабрично-заводское электрохозяйство; электрическая тяга; радиотехнология и электротехнология (производство кабелей и различных электротехнических приборов и аппаратов).

В 1930 г. МВТУ разделилось на пять самостоятельных училищ, среди которых было Высшее энергетическое училище. На базе электропромышленнрго факультета ИНХ создается отраслевой институт с электромеханическим уклоном — МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (МЭИ). Вскоре в его состав вошло Высшее энергетическое училище.

Сначала в МЭИ было десять специальностей: центральные электрические станции, техника высоких напряжений, электрооборудование (фабрик и заводов, светотехника, электрические машины, электрические аппараты, электрическая тяга, телефония, телеграфия, радиотехника.

В 1932 г. организована новая структура МЭИ, состоящая из шести факультетов: электроэнергетического, теплотехнического, электромашиностроения (ЭМАС), электрического транспорта, электросвязи, инженерно-экономического. Позднее ЭМАС был переименован в ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ (ЭМФ).

В 1933 г. организован физико-энергетический факультет, который в 1937 г. был объединен с факультетом электросвязи и получил название электрофизического факультета. В 1938 г. из последнего в качестве самостоятельного был выделен радиотехнический факультет.

В 1942 г. формируются факультеты электротехнический и энергетический, а в 1943 г. на базе ряда кафедр теплотехнического факультета был организован электромашиностроительный факультет, а теплотехнический факультет преобразован в теплоэнергетический. В 1945 г. организован гидроэнергетический факультет, а на базе ряда кафедр и специальностей, выделенных из электромеханического факультета, образован факультет электрификации промышленности и транспорта.

В 1953 г. из состава теплоэнергетического факультета выделился факультет промышленной теплоэнергетики. В 1958 г. создаются два новых факультета: автоматики и электронной техники.

Новым шагом в развитии МЭИ стало создание филиалов института. В 1961 г. созданы Волжский (в г. Чебоксары) и Смоленский филиалы МЭИ. В 1968 г. открыт филиал МЭИ в г. Казани. В 1967 г. Волжский филиал преобразован в Чувашский государственный университет. В 1995 г. создан новый Волжский филиал МЭИ в г. Волжском.

В настоящее время МЭИ имеет статус технического университета. В нем обучаются около 10 тысяч студентов. Институт пользуется международным признанием.

Для поступающих в МЭИ имеется факультет довузовской подготовки, который включает в себя подготовительное отделение, подготовительные курсы, колледж, учебные комплексы «Школа-ВУЗ», «Техникум-колледж-ВУЗ» и другие формы подготовки.

Обучение в МЭИ ведется по дневной форме на десяти факультетах: энергомашиностроительном (ЭнМФ), теплоэнергетическом (ТЭФ), промышленной теплоэнергетики (ПТЭФ), электромеханическом (ЭМФ), электрооборудования и автоматизации промышленности и транспорта (ЭАПТФ), электроэнергетическом (ЭЭФ), автоматики и вычислительной техники (АВТФ), электронной техники (ЭТФ), радиотехническом (РТФ) и энергофизическом (ЭФФ).

Педагогический процесс я научная работа в институте осуществляется коллективом высококвалифицированных преподавателей и научных работников. Кафедры института (более семидесяти) оснащены современными вычислительными машинами, которые широко используются в учебном процессе и научно-исследовательских работах. МЭИ является ведущей организацией страны по разработке многих современных научно-технических проблем, имеет единственную в мире учебно-экспериментальную тепловую электростанцию для проведения производственного обучения и научно-исследовательских работ, занимает высшие места по рейтингу среди ВУЗов России. В институте имеются читальные залы и библиотека, насчитывающая более 2 млн. томов.

Начиная с 1992 года, в МЭИ введена многоуровневая система высшего образования, соответствующая мировым стандартам. Она предусматривает получение базового высшего и высшего специального образования.

Особенностью базового высшего образования является обучение не по отдельной специальности, а по направлению, включающему в себя ряд органически связаных между собой специальностей.

В МЭИ в рамках базового высшего образования обеспечивается подготовка по следующим направлениям:

  • АВТОМАТИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ;
  • ИНФОРМАТИКА и ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА;
  • МЕХАНИКА;
  • ПРИБОРОСТРОЕНИЕ;
  • ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА и ИНФОРМАТИКА;
  • РАДИОТЕХНИКА;
  • ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКА;
  • ТЕХНИЧЕСКАЯ ФИЗИКА;
  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ МАШИНЫ и ОБОРУДОВАНИЕ;
  • ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА;
  • ЭЛЕКТРОТЕХНИКА, ЭЛЕКТРОМЕХАНИКА и ЭЛЕКТРОТЕХНОЛОГИИ;
  • ЭЛЕКТРОНИКА и МИКРОЭЛЕКТРОНИКА;
  • ЭНЕРГОМАШИНОСТРОЕНИЕ.

Базовое высшее образование (обучение 4 года) предусматривает изучение циклов социально-гуманитарных, естественно-научных, общетехнических и специальных дисциплин, дающих необходимые объемы фундаментальных и основ специальных знаний по выбранному направлению. Базовое высшее образование завершается выдачей диплома и присвоением образовательной квалификационной степени БАКАЛАВРА ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК.

Высшее специальное образование, в основе которого лежит базовое высшее образование, завершается либо получением диплома ИНЖЕНЕРА по конкретной специальности (общий срок обучения 5.5 лет), либо диплома МАГИСТРА ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК (общий срок обучения 6 лет). Программа подготовки дипломированных инженеров включает в себя защиту дипломного проекта по специальности. Программа подготовки магистров имеет научно-техническую направленность. Обучение магистров ведется по индивидуальным планам под руководством ведущих профессоров.

Московский энергетический институт имеет обширные международные связи. Институт является постоянным членом Международной Ассоциации Университетов, Международной Ассоциации непрерывного образования, Международного энергетического клуба, Международного компьютерного клуба, Международной Ассоциации по ветроэнергетике и многих других.

По широкому спектру проблем партнерами МЭИ являются такие известные вузы как Дрезденский технический университет, Вроцлавская политехника, Будапештский технический университет, Технический университет Софии, Чешский и Словацкий политехнические институты, политехнические университеты де Валье (Колумбия) и Каракаса (Венесуэла), Трондхеймский университет (Норвегия), Технический университет Берлина, университеты Харбина, Шанхая, Пекина, Багдадский университет, университеты Мериленда и Висконсин-Медисона (США), Варшавский политехнический институт, Национальный Колледж в Лондоне и ряд других крупных вузов Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии, Новой Зеландии.

Ежегодно более 500 преподавателей, сотрудников и аспирантов МЭИ направляются за рубеж для научной стажировки и выполнения совместных научных работ, для участия в конференциях и преподавательской работы. Студенты выезжают в вузы США, Франции, Германии, Нидерландов, Китая и стран Восточной Европы для обучения и выполнения дипломных работ.